СЕРВИС-ТЕНДЕР

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Вестник административной практики Какие лица являются сторонами по договору поручительства?

Какие лица являются сторонами по договору поручительства?

На этот вопрос искала ответ комиссия Омского УФАС, при рассмотрения обращения Омской таможни о признании ООО «Капиталстрой» уклонившимся от заключения контракта и включению общества в РНП.

На основе анализа действующего законодательства и судебной практики принято решение о том, что действия ООО «Капиталстрой» не могут расцениваться как факт уклонения Общества от заключения контракта.

Решение № 03-21.2/01-2011

по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике

11 апреля 2011г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

  • Шарова В.А. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
  • Шмаковой Т.П. – начальника отдела контроля государственного заказа, заместителя Председателя;
  • Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственного заказа, члена Комиссии;
  • Кусановой Ш.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственного заказа, члена Комиссии;
  • Шевченко А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного заказа, члена Комиссии,

рассмотрев сведения, представленные Омской таможней (далее – заявитель), свидетельствующие об уклонении ООО «Капиталстрой» от заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту служебной квартиры (далее – контракт), в присутствии представителей заявителя: Райкина Юрия Сергеевича, заместителя начальника по тыловому обеспечению (доверенность № 03-40/67 от 11.04.2011); Селютиной Светланы Владимировны заместителя начальника правового отдела (доверенность № 03-40/66 от 11.04.2011); Кощеевой Виктории Вадимовны (доверенность № 03-40/65 от 11.04.2011); в отсутствие представителя ООО «Капиталстрой», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УС Т А Н О В И Л А:

1. В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»), пунктом 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвинистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства от 15.05.2007 № 292, в Омское УФАС России была представлена информация и материалы (вх. № 2484 от 25.03.2011), свидетельствующие, по мнению заявителя, об уклонении ООО «Капиталстрой» от заключения контракта.

Из представленных документов следует, что 08.02.2011 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта – 374500 рублей и документация об аукционе в электронной форме.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 22.02.2011 № 05/11-ЭА поступило восемь заявок; одному участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме.

В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона от 25.02.2011 в аукционе в электронной форме приняло участие пять участников аукциона; последнее предложение о цене контракта – 275257,50 рублей поступило от участника с порядковым номером «2» (ООО «Капиталстрой»).

Из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 01.03.2011 № 05.2/11-ЭА следует, что вторые части заявок с порядковыми номерами «2», «4», «6» и «8» признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.

03.03.2011 проект контракта без электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) лица, имеющего право действовать от имени заказчика, был направлен оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор ЭП), который в этот же день направил проект контракта ООО «Капиталстрой».

05.03.2011 ООО «Капиталстрой» направило оператору ЭП подписанные ЭЦП директора Общества Ничаенко Е.Ю. проект контракта и файл «Поручительство.rar», содержащий отсканированную копию договора поручительства от 03.03.2011 № 731-А/20П-010, подписанного генеральным директором ООО Финансовая компания «Альтернатива» Некрасовым С.Н. с приложением печати указанной компании.

При этом регламентированный срок направления оператору ЭП проекта контракта, подписанного ЭЦП заказчика - 14.03.2011, однако в этот же день заказчик принял решение об отказе от заключения контракта в котором указал, что представленный договор поручительства не соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 13 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов» заказчик заключил контракт № 00/1501-97 от 24.03.2011 с ЗАО « РОСТЭК-Омск» - участником с порядковым номером «4», предложение которого о цене контракта содержит лучшие условия после предложенных ООО «Капиталстрой».

С учетом изложенного, заявитель просит включить сведения об ООО «Капиталстрой» в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

2. 11.04.2011 в Омское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Капиталстрой» (вх. № 3106ф), из которых следует, что Общество не уклонялось от заключения контракта, поскольку в установленный частью 4 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов» направило оператору ЭП вышеуказанные документы, а также копии бухгалтерских отчетностей поручителя и документов в отношении поручителя, предусмотренные частью 22 указанной статьи.

При этом ООО «Капиталстрой» указало: «Заказчик не разъяснил, какие именно положения гражданского законодательства Российской Федерации были нарушены при заключении вышеназванного договора поручительства.

Согласно статье 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

То есть договор поручительства заключается между поручителем и кредитором. Это соответствует, в частности, общепринятой банковской практике.

В договоре указаны все существенные условия: сумма, на которую предоставлено поручительство, соответствует аукционной документации.

Поэтому ООО «Капиталстрой» считает, что в данном случае от заключения контракта уклонялся заказчик, а в действиях Общества не было недобросовестности».

3. Рассмотрев представленные материалы и пояснения представителей заявителя, в результате проверки факта уклонения ООО «Капиталстрой» от заключения контракта в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона «О размещении заказов», Комиссия считает, что сведения об ООО «Капиталстрой» не подлежат включению в РНП, исходя из следующего:

3.1. В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 4 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта.

При этом согласно части 6 указанной статьи, заказчик в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в пунктах 3 и 5 части 2 статьи 41.3 настоящего Федерального закона и подтверждающих его полномочия (часть 22 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов»).

Частью 11 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Из пункта 15 раздела 2 «Информационная карта» документации об открытом аукционе в электронной форме (далее – ИКА) следует: «Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 56 170 руб. и предоставляется до заключения контракта.

Если победителем открытого аукциона в электронной форме или участником аукциона, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Способ обеспечения исполнения контракта (безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада, (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта) определяется таким участником самостоятельно.

Срок действия обеспечения исполнения контракта должен истекать не ранее срока окончания исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств по контракту.

В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, требования к поручителям, перечень предоставляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления определены в части 20-22 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов».

Условия договора поручительства должны соответствовать требованиям параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О размещении заказов» законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).

Согласно пункту 2 указанной статьи ГК РФ договор может быть заключен посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцептом (принятием предложения) другой стороной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Согласно пункту 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

В силу пунктов 2, 3 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Частью 1 статьи 361 ГК РФ предусмотрено, что по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

Из представленной заявителем отсканированной копии договора поручительства от 03.03.2011 № 731-А/20П-010 (далее - договор поручительства) следует, что ООО Финансовая компания «Альтернатива», именуемая в дальнейшем «Поручитель» в лице генерального директора Некрасова Сергея Николаевича, с одной стороны, и Омская таможня, именуемая в дальнейшем «Государственный заказчик» в лице начальника таможни Бочкарева А.С., с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 «Предмет договора» договора поручительства Поручитель обязуется отвечать перед Государственным заказчиком денежными средствами в размере, не превышающем 56 170 руб. за неисполнение ООО «Капиталстрой» обязательств по государственному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту служебной квартиры, который будет заключен Государственным заказчиком с Исполнителем на основании протокола от 01.03.2011 № 05.2/11-ЭА.

К вышеуказанному обращению заявителя приложено решение об отказе от заключения государственного контракта в связи с тем, что ООО «Капиталстрой» не представило обеспечение исполнения контракта: «Договор поручительства, представленный ООО «Капиталстрой», не может быть принят заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку не соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации».

На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что ООО «Капиталстрой» представлен проект договора поручительства, т.е. данном случае ООО Финансовая компания «Альтернатива» направило заявителю оферту (предложение заключить договор), т.к. указанный документ подписан только одной стороной – Обществом, поэтому он не был акцептован заявителем.

По мнению заявителя, договор поручительства должен быть заключен между должником (ООО «Капиталстрой») и поручителем (ООО Финансовая компания «Альтернатива»).

Комиссия отмечает, что указанное мнение заявителя не противоречит абзацу третьему пункта 1 Приложения «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением судами норм ГК РФ о поручительстве» к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.01.1998 № 28, в котором содержится указание на то, что должником и поручителем был составлен письменный документ, в котором приводится номер и дата основного договора, содержатся сведения о должнике, кредиторе и характере основного обязательства, установлена обязанность поручителя отвечать перед кредитором за исполнение должником этого основного обязательства, а также определены пределы и основания ответственности поручителя. На указанном документе, подписанном должником и поручителем, кредитор совершил отметку о принятии поручительства.

В свою очередь, ООО «Капиталстрой» считает, что договор поручительства заключается между поручителем и кредитором, что соответствует общепринятой банковской практике.

Правомерность данной позиции подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.12.2010 № КГ-А40/16352-10, согласно которому суд пришел к выводу, что по смыслу вышеуказанных норм ГК РФ договор поручительства заключается между кредитором и поручителем.

В силу указанного и учитывая, что проект договора поручительства совершен в письменной форме, в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 432 ГК РФ, содержит все необходимые существенные условия договора, предусмотренные законодательством для данного вида договора, а также прямую ссылку на государственный контракт, в обеспечение которого выдано поручительство, то Комиссия приходит к выводу, что заявитель, действуя разумно и добросовестно, мог принять условия выданного ООО Финансовая компания «Альтернатива» поручительства за неисполнение ООО «Капиталстрой» обязательств по указанному контракту.

При таких обстоятельствах вышеуказанные действия ООО «Капиталстрой» не могут расцениваться как факт уклонения Общества от заключения контракта.

3.2. Комиссия признала несостоятельным довод представителей заявителя о том, что срок действия обеспечения исполнения контракта – до 30.04.2011, указанный в подпункте 3.1 пункта 3 договора поручительства, не соответствует подпункту 11.1 пункта 11 контракта, согласно которому контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного выполнения Сторонами обязательств, но не позднее 30.06.2011.
Выше было указано, что пунктом 15 ИКА предусмотрен срок действия обеспечения исполнения контракта, который должен истекать не ранее срока окончания исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств по контракту.

По общему правилу, установленному нормами ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть 1 статьи 432 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Из части 1 статьи 740 ГК РФ следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Следовательно, по смыслу указанных норм условие о сроке выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Согласно положениям статьи 190 ГК РФ установленный законом или сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В силу пункт 7 части 4 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В пунктах 19 ИКА и 1.5 проекта государственного контракта установлен срок выполнения работ: с момента подписания Сторонами локального сметного расчета (Приложение № 2 к контракту) в течение 30 календарных дней.
При этом в пункте 19 ИКА указано, что подрядчик обязан:

«- предоставить в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта на утверждение заказчику локальный сметный расчет (Приложение №2 к контракту). В случае установления в локальном сметном расчете недостатков, заказчик возвращает подрядчику локальный сметный расчет на доработку для устранения всех замечаний, указанных заказчиком.

- приступить к работам на объекте только после утверждения заказчиком локального сметного расчета (Приложение № 2 к контракту)».

Таким образом, в документации об открытом аукционе в электронной форме и проекте контракта заказчиком не установлен начальный срок выполнения работ, предусмотренный статьей 708 ГК РФ, соответственно, не установлен конечный срок выполнения работ, который фактически должен исчисляться от начального срока выполнения работ.

При таких обстоятельствах, срок действия обеспечения исполнения контракта – до 30.04.2011, указанный в проекте договора поручительства, Комиссия считает разумным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 19 Федерального закона «О размещении заказов», Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвинистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства от 15.05.2007 № 292, пунктом 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Отказать Омской таможне во включении сведений об ООО «Капиталстрой» в Реестр недобросовестных поставщиков.

http://omsk.fas.gov.ru/news.php?id=2188

 

НОВОСТИ

Первый удар летуна

4 июня 2014 Президент РФ подписал Федеральный закон №140-фз  «О внесении изменений в Федеральный закон «О ФКС».

Подробнее ...
 
Летун Чемерисов обещает нанести по госзакупкам «пять закупочных ударов»

Минэкономразвития (МЭР) подготовило «пять закупочных ударов», которые ведомство в ближайшее время намерено нанести в сфере госзакупок, заявил в интервью «Интерфаксу» замглавы ведомства Евгений Елин.

Подробнее ...
 
Минэкономразвития предлагает реформировать ФАС

Сейчас регулирование не развивает, а ограничивает конкуренцию, настаивает министерство Минэкономразвития

 
Путин: 60% госзакупок в 2012 году прошли с нарушениями

Путин: 60% госзакупок в 2012 году прошли с нарушениями

Выборочная проверка госзакупок за 2012 год показала, что 60% из них прошли с нарушениями, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление президента России Владимира Путина.

Подробнее ...
 

Правительство Российской федерации Официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов Федеральная Антимонопольная Служба Сведения о получении и рассмотрения жалоб РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
Правительство Омской области Администрация г. Омска Омское УФАС России Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьёва


Яндекс.Метрика